Методика проведения вводного инструктажа
Специалист по охране труда или назначенный приказом сотрудник, ответственные за вводный инструктаж, при его проведении должны сохранять определенную последовательность изложения с тем, чтобы не упустить какой-либо темы. Для этого составляется программа, где перечисляются и раскрываются все темы, которые нужно довести до внимания инструктируемого. В общем случае вводный инструктаж проводится в следующий последовательности:
- в кабинете охраны труда или другой, предназначенной для этого аудитории, собираются сотрудники, с которыми проводится вводный инструктаж;
- на основании утвержденной программы проведения вводного инструктажа, инженер по охране труда или ответственный специалист, назначенный приказом, доводит до внимания слушателей необходимую информацию. В ходе инструктирования должны широко использоваться наглядные пособия, современные технические средства обучения. При этом особое внимание уделяется всем конкретным особенностям предприятия – наличию вредных и опасных производственных процессов и т.д.;
- в ходе вводного инструктажа излагаются правила внутреннего распорядка, принятые в компании, требованиях к безопасности в помещениях и на территории предприятия, основные правила пожарной и электробезопасности. Если сотрудники пришли на рабочие места с вредными и опасными производственными факторами, они информируются о правах и обязанностях работников, занятых на местах повышенной опасности, а также о профессиональных рисках и опасностях. Одной из тем вводного инструктажа должны быть сведения о средствах индивидуальной и коллективной защиты, применяемых в компании. Особое место занимает рассказ о специфике производственных процессов в компании с тем, чтобы минимизировать риск несчастного случая, микротравмы или профессионального заболевания;
- по завершении вводного инструктажа производится устный опрос инструктируемых с целью понять, насколько усвоена вся полученная информация;
- последним этапом вводного инструктажа становится запись о его проведении в журнале регистрации вводных инструктажей и подписание его инструктируемым.
Квалифицированный и информативный вводный инструктаж позволит значительно снизить риск производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
При этом нельзя путать понятия инструктажа и обучения: инструктаж занимает ограниченное время, в ходе которого до сотрудника доводится обязательная информация о действующих в стране и организации нормативов по охране труда, обязательных к исполнению. А обучение – процесс достаточно длительный, проводимый по программе, утверждённой руководителем организации.
Журнал регистрации вводных инструктажей и правила его заполнения
Если ГОСТ 12.0.004-2015 предлагает примерное содержание программы проведения вводного инструктажа, то форма и правила ведения журнала вводного инструктажа этим же документом регламентируется однозначно. Программы приводятся в постановлении Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464
«О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»)
Результатом вводного инструктажа должна быть запись в журнале с указанием следующих данных:
- дата проведения вводного инструктажа;
- сведения об инструктируемом (Ф.И.О. — полностью, год рождения, профессия или должность, производственное подразделение, куда направляется инструктируемый);
- сведения о специалисте, который провел вводный инструктаж (фамилия, инициалы, должность);
- собственноручные подписи инструктируемого и специалиста, проведшего вводный инструктаж.
Записи ведутся в журнале, хронологическом порядке, без пропусков строчек.
Все страницы журнала вводного инструктажа должны быть пронумерованы, прошнурованы, шнуровка скрепляется печатью и подписью лица, ответственного за охрану труда или руководителя предприятия. На обложке указывается наименование организации, а также даты начала и окончания ведения журнала.
Согласно действующих регламентов, полностью заполненный журнал вводных инструктажей должен храниться в течении 10 лет, а вся ответственность за его сохранность возлагается на инженера по охране труда или специалиста, назначенного приказом.
Журнал вводных инструктажей – один из основных документов, подтверждающих наличие СУОТ на предприятии. Он сразу запрашивается представителями контролирующих и надзорных инстанций в ходе плановых проверок и в ходе работы комиссий по расследованию несчастных случаев. Отсутствие или неправильное ведение журнала может послужить основанием для возбуждения административного производства и наложения штрафа до 130 тысяч руб. в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Специфика вводного инструктажа для удаленных работников
В условиях пандемии COVID-19 многие организации ведут прием дистанционных сотрудников. Однако несмотря на то, что их деятельность идет без посещения стационарного рабочего места в офисе или производственном помещении, для них актуальна ст. 225 Трудового кодекса РФ об обязательности проведения инструктажа, в т.ч. вводного, по охране труда.
Особенности СУОТ для удаленных сотрудников раскрыты в гл. 49.1 Трудового кодекса РФ и конкретизированы письмом Минтруда от 26.02.2021 N 15-2/ООГ-493. Из этих документов следует, что ознакомить удаленного работника с требованиями охраны труда работодатель обязан только в случае рекомендации или предоставления средств для работы или оборудования. В прочих случаях требования по проведению инструктажей по охране труда, в т.ч. вводному и первичному, а также обучению на удаленных работников не распространяются, если иное не заложено в трудовом договоре об удаленной работе.
В соответствии со ст. 312.7 Трудового кодекса РФ, в отношении удаленных работников, работодатель обязан:
- исполнять предписания государственных контролирующих и надзорных органов;
- расследовать и учитывать несчастные случаи;
- перечислять страховые взносы на обязательное соцстрахование от несчастных случаев;
- доводить до сведения работника требования по охране труда при работе с оборудованием, рекомендованным или предоставленным работодателем.
В трудовом договоре на удаленную работу работодатель может предусмотреть дополнительные обязанности по обеспечению безопасного труда – обеспечение СИЗ, направление на медосмотры и др.
Аутсорсинг охраны труда – ООО «ТЕБЕТ»
Служба охраны труда необходима любому предприятию и организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, разница только в численности этой службы. Однако даже в относительно небольшой организации должен быть инженер по охране труда и специалист, который приказом назначается ответственным за охрану труда в случае заболевания, отпуска или увольнения штатного работника. Оба специалиста должны быть обучены аттестованным учебным заведением и сдать экзамен, проверяющий уровень знаний по охране труда, а кроме этого им необходима периодическая переподготовка. Содержание работников, их обучение и переподготовка, оборудование кабинета по охране труда, другие мероприятия этого же профиля влекут за собой хоть и необходимые, но немалые затраты.
Для снижения затрат и минимизации риска получения штрафных санкций за неправильное оформление или отсутствие необходимой документации по охране труда некоторые производственные компании передают эту сферу на аутсорсинг специализированной организации, имеющей ответственных и аттестованных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом для проведения вводного и других видов инструктажа, умеющих правильно оформить документы в случае расследования причин несчастного случая, организовать медицинские осмотры и т.д.
Одной из таких компаний является ООО «ТЕБЕТ» («ТЕхника БЕзопасности Труда»), созданная в 2011 году и оказывающая практические и консультационные услуги в сфере охраны труда, пожарной и электробезопасности. Кроме этого, оно оказывает услуги:
- в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
- участия в расследовании причин несчастных случаев (при необходимости);
- при организации периодических медицинских осмотров;
- при необходимости проведения специальной оценки условий труда;
- при подготовке и участии в плановых проверках надзорных органов;
- устранении замечаний, выданных по результатам проверки;
- представление интересов заказчика в государственных надзорных и контролирующих органах;
- проведение оценки профессиональных рисков.
Заключив договор об оказании услуг с аутсорсинговой компанией и возложив на нее функции службы охраны труда, заказчик избавляется от значительного объема хлопот, связанных с проведением мероприятий в сфере техники безопасности, а затраты на услуги компании «ТЕБЕТ» будут сопоставимы с издержками на содержание собственной службы охраны труда. При этом администрация заказчика может быть уверена в своевременном и квалифицированном решении задач, решаемых СУОТ и минимальном риске получения штрафа или административной приостановки производства.