Кадровый аудит

Подбор и расстановка кадров, повышение мотивации работников, возможность сокращения штата и последствия такого решения: эти и многие другие вопросы – сфера ответственности HR-службы предприятия. Оценить профессионализм кадровиков, определить направления работ по укреплению дисциплины, пути создания работоспособного коллектива, проверить соблюдение прав и исполнение обязанностей работников поможет кадровый аудит – независимая проверка службы персонала, целью которой является минимизация риска нарушений трудового законодательства и улучшение работы с кадрами.

Что такое кадровый аудит

Кадровый аудит – проверка, как отдельных документов, так и всей HR-системы, в ходе которой дается оценка эффективности деятельности службы персонала, выявляются ее ошибки и недочеты, а также определяются риски, которые могут негативно повлиять на деятельность или имидж компании. В хозяйствующем субъекте может производиться кадровый аудит одной из двух разновидностей:

    • внутренний, проводимый силами самого предприятия. Такой вид проверок характерен для небольших организаций, где объем документации HR-службы невелик и провести ее способен специалист, знающий делопроизводство и знакомый с трудовым законодательством. Решение о проведении внутреннего аудита принимается руководителем предприятия или его собственниками.В состав аудиторов входят сотрудники компании — юристы, бухгалтеры, кадровики. Порядок их работы определяется внутренними инструкциями, приказами, распоряжениями руководителя. Целью внутреннего аудита является проверка деятельности HR-службы, защита интересов компании и ее собственников. Однако внутренняя проверка не может обеспечить получения независимого заключения, поскольку все аудиторы подчиняются руководителю проверяемой организации;
    • внешний, для проведения которого нанимается независимая специализированная организация или эксперты — аудиторы. Необходимость проверки определяется руководителем, собственниками или в случае предстоящей проверки трудовой инспекцией.Эксперты — аудиторы, обладающие требуемыми знаниями и опытом, проверят документацию, выявят недочеты и нарушения, разработают и доведут до сведения руководителя заказчика рекомендации по их ликвидации и предупреждению ошибок в дальнейшем.Внешнее кадровое аудирование:
      • сможет оптимизировать деятельность HR-службы предприятия за счет уменьшения документооборота;
      • обеспечит обоснованность решений по персоналу;
      • доведет до нормативной полноту и достоверность учетной документации;
      • обеспечит защиту предприятия от претензий надзорных и контролирующих органов;
      • выступит на стороне предприятия в трудовых спорах.

      Отсутствие отношений с проверяемым предприятием у внешних экспертов — аудиторов и соответственно личной заинтересованности, гарантирует объективность заключения внешнего аудита.

Организация может заказать полный или выборочный аудит. В первом случае аудиторы производят полноценную проверку всего делопроизводства HR-службы, а в ходе второго аудиторы выдают конкретные рекомендации по устранению обнаруженных нарушений. Выборочный аудит позволяет определить состояние кадрового учета, а также выявить возможные риски и указать на типичные ошибки.

Причины аудита HR-службы

Основных причин проведения внутреннего или внешнего аудирования службы персонала предприятия может быть несколько, в т.ч.:

      • смена на предприятии топ-менеджмента или руководителя HR-службы;
      • значительные изменения действующего законодательства;
      • предстоящие проверки со стороны контрольных и надзорных органов;
      • слияние и разделение хозяйствующих субъектов;
      • сокращение или увеличение численности персонала;
      • возникновение спора с сотрудником или группой сотрудников.

При недостаточно качественном делопроизводстве для бизнеса могут возникнуть риски, в частности:

      • штрафы при проверках трудовой инспекцией или прокуратурой. Инициирование проверки трудовой инспекцией может быть вызвано жалобой сотрудника на работодателя, причем поданной, через сайт инспекции, не выходя из дома. Проверка, проведенная по жалобе, при подтверждении нарушения законодательства, грозит наложением административного штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей за одно выявленное нарушение по одному сотруднику. Если нарушений несколько, то сумма штрафа кратно увеличивается, а также умножается на всех работников, у которых будут выявлены такие же нарушения;
      • споры с сотрудниками. Нередки случаи, когда сотрудник, считающий, что его права нарушены подает в суд на работодателя. При разборе дела, относящегося к сфере трудовых взаимоотношений, в ходе судебного заседания суд чаще всего встает на сторону наименее защищенного участника процесса – сотрудника. Доказать свою правоту работодатель может только благодаря безукоризненно оформленной документации, отсутствие которой или ее неправильное оформление приводят к проигрышу дела с последующими выплатами истцу и компенсации судебных издержек;
      • шантаж сотрудника, которому известны о недостатках в документообороте отдела персонала компании. Воспользовавшись этой информацией, сотрудник может угрожать администрации жалобой в прокуратуру или трудовую инспекцию, что повлечет за собой штрафные санкции. Отдельные сотрудники, зная, что их обязанности сформулированы нечетко их не исполняют, а при попытке избавиться от него требует компенсацию за увольнение «по собственному желанию» либо угрожает подачей жалобы в прокуратуру при попытке увольнения по статье ТК;
      • репутационные риски, возникающие при нарушении прав работников, недостаточно обоснованных увольнениях, перестановках и назначениях. Эта негативная информация, обусловленная неправильно оформленной документацией, расходится по социальным сетям и ухудшает имидж компании, на создание которого тратятся немалые средства, а кроме этого, усложняет подбор нового персонала.

Все эти риски можно предупредить своевременным и квалифицированным аудированием, выполненным специализированной компанией.

Оформите заявку

Чтобы получить бесплатную консультацию.
Наши эксперты готовы ответить на все ваши вопросы.

Заполните поле
Заполните поле

Функции

кадрового аудита

В ходе аудирования хозяйствующего субъекта аудиторами выполняются следующие работы:

  • экспертная оценка имеющегося документооборота службы персонала требованиям действующего законодательства;
  • проверка полноты комплекта имеющихся в распоряжении компании инструкций и нормативной документации, предусмотренных действующим законодательством;
  • проверка формирования сегментов повышенной ответственности: договоры с жителями ближнего и дальнего зарубежья, заключение договоров на материальную ответственность; оформления и оплаты сверхурочных работ и работ в выходные и праздничные дни; оформления договоров с испытательным сроком и их эффективность, договоры гражданско-правового характера.

В процессе аудирования HR-службы предприятия происходит восстановление полной номенклатуры кадровой документации.

Последовательность

проведения кадрового аудита

Стандартная процедура кадрового аудирования предполагает его проведение в несколько этапов.

Подготовительный этап в ходе которого выполняются организационные мероприятия, в частности:

  • определение целей аудирования делопроизводства: подготовка к проверке надзорными органами или контроль работы службы персонала;
  • определение продолжительности проверки, зависящей от цели аудита, вида деятельности компании, а также от штатного количества сотрудников;
  • руководителем издается приказ о проведении аудита делопроизводства службы персонала с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

Этап согласований. Действующие инструкции и нормативные источники не регламентируют номенклатуру документации, которая в обязательном порядке должна вестись HR-службой любого предприятия. Поэтому до начала проверки составляется и согласовывается с заказчиком перечень журналов, приказов, инструкций и прочей документации, необходимой в конкретной компании для эффективной работы с персоналом. В перечень обязательной документации входят:

  • утвержденное приказом штатное расписание;
  • трудовые договоры и договоры о материальной ответственности;
  • приказы службы персонала о приеме на работу, увольнении, переводе, предоставлении отпуска, поощрениях, взысканиях и др;
  • личные карточки;
  • графики отпусков;
  • табели учета рабочего времени;
  • правила внутреннего распорядка;
  • положение о защите персональных данных и согласия работников на их обработку;
  • трудовые книжки и сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-ПФР;
  • книга учета движения трудовых книжек;
  • учет бланков трудовых книжек;
  • должностные инструкции;
  • локальные нормативные инструкции по повседневной деятельности (положения об оплате труда, о премировании, о командировках и др.);
  • локальные нормативные инструкции по вопросам охраны труда;
  • отчет о проведении СОУТ (специальной оценки охраны труда).

Перечень может быть откорректирован в зависимости от профиля работ проверяемой компании. Поэтому важно именно на начальном этапе определить минимально допустимый объем документации HR-службы.

Аналитический этап, в ходе которого сначала производится сверка наличия имеющихся с перечнем необходимой документации. Затем представленные документы анализируются на предмет соответствия требованиям действующего законодательства. Предметом проверки являются:

  • наличие подписи ответственного лица;
  • наличие виз согласующих лиц;
  • регистрационные номера документов;
  • отметки работников об ознакомлении с документом;
  • отметки об исполнении документа и др.

Далее производится проверка взаимной увязки различных документов, например, должность и оклад принимаемого работника в договоре должны быть идентичны этим характеристикам в штатном расписании и приказе о приеме на работу. При проверке документации по охране труда особое внимание обращается на наличие подписей в журналах входного и периодических инструктажей. Работник также должен быть ознакомлен с СОУТ, которая вносится в договор с указанием дополнительных гарантий (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, доплата за вредность и др.) если на рабочем месте обнаружены опасные или вредные производственные факторы. В этой ситуации проверяется реализации этих гарантий.

Этап оформления отчета о проведенном аудите. Действующее законодательство не устанавливает обязательной формы отчета о проведенном аудите, поэтому он оформляется согласно внутренних нормативов аудиторской компании. В любом случае в отчете:

  • приводится информация о текущей ситуации с кадровым делопроизводством;
  • перечисляются недостатки, выявленные в ходе проверки;
  • приводятся рекомендации с перечнем мер, необходимых для устранения недостатков;
  • делается вывод о достижении в ходе проверки результата аудита.

По желанию заказчика в отчете могут быть отражены и другие стороны кадровой деятельности.

Положительные результаты

аудита HR-службы

На предприятиях малого и среднего бизнеса вопросы кадрового делопроизводства зачастую поручаются по совместительству работникам другой специальности, не имеющим специальных знаний в этой области и по роду деятельности не всегда имеющим возможность уделять этим функциям достаточное время. В этом случае аудит функций HR-службы поможет руководителям предприятия получить достоверную информацию о состоянии делопроизводства и возможных неприятностях при проверке со стороны надзорных органов.

Своевременное предупреждение даст возможность устранить недоработки и упущения в области работы с кадрами, оформить и доработать документы в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого, руководитель получает информацию об эффективности кадровой деятельности и сможет предусматривать мероприятия, позволяющие избежать штрафных санкций за несоблюдение законодательства.

Привлечение

сторонних организаций

Внешнее аудирование производится специализированными организациями, укомплектованными специалистами, досконально знающими трудовое законодательство и условия его правоприменения. Как правило, такие организации, кроме кадрового аудита предлагают и другие услуги в этой сфере:

  • восстановление документации HR-службы;
  • организация и ведение кадрового делопроизводства;
  • разработка номенклатуры и видов документации HR-службы;
  • обучение работников заказчика кадровому делопроизводству.

Наши преимущества

Снижение рисков

Мы помогаем предприятиям минимизировать риски производственных несчастных случаев

Экономия

Предотвращение производственных травм помогает компаниям сэкономить на медицинских расходах

Законность

Мы помогаем предприятиям соответствовать требованиям законодательства, избегая штрафов

Репутация

Ответственный подход к безопасности труда улучшает общественное восприятие компании

Поддержка

Мы консультируем как офлайн, так и онлайн, что помогает решать вопросы быстрее и эффективнее

Гарантии

Наличие официальных лицензий и аккредитации подтверждает высокий профессиональный стандарт нашей компании

Прайс-лист

Аутсорсинг охраны труда и пожарной безопасности

от 3 500 ₽ в месяц

ООО «ТЕБЕТ» — это не просто аббревиатура, это символ качества и профессионализма в сфере техники безопасности труда.

Специалисты компании

Свяжитесь с нами +7 (499) 391-83-88

Чтобы получить бесплатную консультацию. Наши эксперты готовы ответить на все ваши вопросы.

Наши клиенты